Вы здесь

История образования и развития органов ЗАГС Тюменской области (информационный материал, посвященный 95-летию образования органов ЗАГС)

 

Впервые регистрацию актов гражданского состояния (запись актов о смерти, рождении и браке) ввел Петр I, поручив это церкви в 1722 году. До Великой Октябрьской Социалистической Революции регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении церковных органов по различным вероисповеданиям и производилась в соответствии с церковными правилами.

 

Основу брачно-семейного законодательства заложил Декрет Всесоюзного центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния». С этого времени всем духовным и административным учреждениям, которые ранее регистрировали браки, рождения, смерти, предписывалось передать все регистрационные книги в городские уездные и волостные земские управы.

 

В январе 1918 года Декретом «О свободе совести» устанавливалось, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью отделами записи браков и рождений. Особую значимость органы ЗАГС приобретают с принятием в 1918 году Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР. Это был первый кодекс государства. В последующих кодексах о браке и семье была введена специальная глава                «Акты гражданского состояния», положениями которой руководствовались в своей деятельности органы ЗАГС.

 

Структура органов ЗАГС соответствовала структуре органов власти, но органы ЗАГС были в системе НКВД: Центральный отдел ЗАГС был утвержден при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД); Губернские отделы ЗАГС - при отделах управления губернских совдепов; Городские отделы ЗАГС – при городских совдепах. В сельской местности открывались по одному отделу при каждом волостном Совдепе, в волостях с числом жителей свыше 10000 или площадью более 600 кв верст открывались дополнительные отделы ЗАГС. Личные составы и порядок деятельности всех отделов устанавливались Центральным отделом ЗАГС. В начале своей деятельности в органах ЗАГС работали только мужчины, так как работать в этих органах было небезопасно, да и грамотных женщин было очень мало. Затем отделы были преобразованы в бюро ЗАГС.

До 1957 года регистрацию актов гражданского состояния проводили соответствующие бюро, входящие в состав НКВД, впоследствии МВД.                                                                  Руководил бюро самостоятельный отдел актов гражданского состояния, также входящий в областное управление внутренних дел.

 

В Тюменской области регистрация актов гражданского состояния была поручена исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся. В городах, районах создавались бюро ЗАГС, в поселковых и сельских Советах регистрация возлагалась на секретарей исполкомов местных Советов. По мере того как в Тюменской области происходили административно-территориальные изменения, они влекли за собой и изменение структуры органов ЗАГС. После упразднения Тюменской губернии было образовано три округа (Тюменский, Тобольский и Ишимский), включенных в Уральскую область. Округа поделены на районы, сельсоветы значительно укрупнены. Этот процесс закончился, в основном, в              1924 году. В 1930 году было принято решение о ликвидации округов с целью укрупнения районов Уральской области. В 1934 году Уральская область была разделена на три области – Челябинскую, Свердловскую и Обь - Иртышскую с центром в городе Тюмени. Однако, менее чем через год последняя вошла в Омскую область. И только 14 августа 1944 года была образована Тюменская область, в состав которой вошли два национальных округа и 25 районов, переданных из Омской и Курганской областей. После чего был сформирован, в том числе и из переданных вышеуказанными областями актовых книг, архив областного отдела ЗАГС за более чем 80 лет.

 

В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье, в котором специальным разделом был закреплен порядок регистрации актов гражданского состояния, система органов ЗАГС. В этом же году своим решением Тюменский областной Совет депутатов трудящихся образовал в составе исполкома областной отдел ЗАГС. В составе городских и районных исполкомов местных Советов были образованы отделы (бюро) ЗАГС. В сельской местности продолжали регистрировать должностные лица сельских Советов.

 

Данная система органов ЗАГС и порядок регистрации актов гражданского состояния просуществовали до 1997 года. В 1997 году были образованы управления ЗАГС Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа как самостоятельные субъекты Федерации, входящие в состав Тюменской области. Только с этого времени вышеуказанные субъекты формируют окружные архивы ЗАГС. Кроме того, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния не передаются в областное управление ЗАГС.

Федеральный закон № 143 от 15 ноября 1997 года «Об актах гражданского состояния» предусматривает образование органов ЗАГС органами государственной власти субъекта Федерации, то есть вертикальную структуру органов ЗАГС. В это время в области создано управление ЗАГС администрации Тюменской области, в состав которого вошли территориальные отделы ЗАГС, соответствующие административному устройству области.

 

Так, были созданы:

1) Управление ЗАГС администрации Тюменской области, в состав которого входило 30 территориальных отделов ЗАГС;

2) Управление ЗАГС администрации Ханты-Мансийского автономного округа, которое курировало 23 отдела ЗАГС городов и районов области;

3) Управление ЗАГС администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, в состав которого входит 13 территориальных отделов ЗАГС.

Таким образом, государственную регистрацию актов гражданского состояния в Тюменской области осуществляют как органы ЗАГС, входящие в структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы ЗАГС, входящие в структуру местного самоуправления.

 

Управлением ЗАГС Тюменской области в 2005 году была разработана и утверждена областная целевая программа «Основные направления развития органов ЗАГС». Целью данной программы явилось повышение эффективности государственной регистрации актов гражданского состояния в целях удовлетворения потребностей граждан и государства. Данная программа утверждается каждые два года.

 

В 2009-2010 годах на территории Тюменской области полномочия в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляло 33 органа. В 2011 году количество органов ЗАГС сократилось в связи с реорганизацией органов записи актов гражданского состояния Тюменской области, входящих в структуру органа ЗАГС исполнительной власти субъекта Российской Федерации (распоряжение Правительства Тюменской области от 04.07.2011 №1042-рп                  «О внесении изменений в распоряжение от 18.05.2005 «126-рп»).

 

В период 2011-2012 гг. на территории Тюменской области полномочия в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляют 26 органов ЗАГС, в том числе:

- 1 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Управление ЗАГС);

- 24 органа, входящие в структуру органа ЗАГС, исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- 1 орган, входящий в структуру органов местного самоуправления.

 

Органы местного самоуправления осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Тюменской области и наделены соответствующими полномочиями законом Тюменской области от                09 ноября 2011 года № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Ранее - законом Тюменской области от 15 ноября 2010 года                                   № 73 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и законом от 03 ноября 2009 года № 78 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

 

Таким образом, количество органов осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Тюменской области в 2012 году составило 26 органов. Обозначенные преобразования в органах ЗАГС Тюменской области проведены в целях оптимизации деятельности органов ЗАГС Тюменской области.

Кроме того, органы ЗАГС Тюменской области постоянно совершенствуют свою деятельность путем внедрения различных электронных программ, которые значительно упрощают обыденную работу, а так же позволяют сотрудникам органов ЗАГС Тюменской области обсуждать рабочие вопросы в on-line режиме и быть «мобильными» в своей работе. Так, создается уникальный электронный архив органов ЗАГС в целях реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская область)". Данная программа была создана в целях повышения эффективности системы государственного управления, расширения доступа граждан к информации и повышения качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям за счет внедрения в деятельность органов государственной власти Тюменской области информационно-коммуникационных технологий. Органы ЗАГС Тюменской области были одними из первых на территории Российской Федерации кто начал создавать современный электронный архив.

Таким образом, история органов ЗАГС Тюменской области свидетельствует о длительном и сложном пути их становления и развития. В настоящее время высококвалифицированные кадры органов ЗАГС Тюменской области обеспечивают достойный уровень реализации задач, поставленных государством, поэтому органы ЗАГС Тюменской области могут служить примером для органов ЗАГС других субъектов Российской Федерации

 

23 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).